птицы

kamenah


На Середине Мира

Стихи. Дневниковые записи.


Previous Entry Поделиться Next Entry
НА СЕРЕДИНЕ МИРА - АЛЕКСАНДР ЦАРОВЦЕВ - ИЗ КОПИЛКИ - стихотворения
птицы
kamenah

АЛЕКСАНДР ЦАРОВЦЕВ
Позволю себе начать с цитаты из моей книжки «Копилка»:

«При попытке перейти на прозу привыкший сочинять стихи невольно и неизбежно теряется, поскольку после многолетнего состояния вслушивания (когда со-звучия чудесным образом притягивают и выявляют со-смыслия) приходится приспосабливаться к новому для себя процессу вдумывания».

А вот еще кое-что, приличествующее случаю – оттуда же:
           «Стихотворец подобен ювелиру, прозаик – скульптору, а публицист – каменотёсу; можно сказать и так: публицистику удобнее хлебать столовой ложкой, с прозой лучше всего управляться с помощью вилки и ножа, а поэзию стоит потягивать маленькими глотками, смакуя, как породистый коньяк».
          «...Упрощая, но не искажая сути: всю литературную работу можно свести к выбору синонимов...»
          «Процесс сочинительства похож на считывание SMS, посылаемых из субатомного мира тонких энергий; связь, однако, чаще всего оставляет желать много лучшего...»
«Как математика стоѝт несколько особняком (и слегка над) в ряду других наук, как в поэзии достигается наивысший уровень раскрытия потенциала словесности, так же и музыка – наиболее магическое, а потому могущественнейшее из всех искусств».

Если вспомнить сакраментальную фразу «деятели литературы и искусства», то не совсем ясно, к какой из этих двух категорий следует отнести поэтов: будучи формально частью литературы поэзия, тем не менее, объединяет в себе оба эти понятия. Получается, что в отличие от других литературных жанров, в которых главенство смысла предопределено самой природой не бывающего бессмысленным слова, только поэзия, как и полагается «чистому» искусству, может проникать в интимные глубинны, скрывающие духовные корни смыслов – без ущерба для самого процесса осмысления, но и не ограничиваясь им. А поскольку назначение поэзии, если коротко, состоит в освоении и гармонизации звуковой стихии языка, то её родство с музыкой очевидно; так что тонкий музыкальный слух жизненно необходим поэту.
При этом поэзия, уступая музыке в силе прямого воздействия, превосходит её, например, в способности непосредственно иметь дело с тремя мистериями человеческого бытия, природа которых труднее всего поддаётся раскрытию, а именно: юмор, игра и взаимодействие мужского и женского начал.   
А закончить хотелось бы ещё одной само-цитатой, вполне подходящей в том числе и для определения роли поэзии:
«Искусство, конечно же, не зеркало и даже не увеличительное стекло; оно вообще не совсем жизнь. Искусство важнее жизни».
  
20 августа 2011 г., СПб

ИЗ КОПИЛКИ
стихотворения

*  *  *

                       Э. К.

                      Не может быть что я умру
                        Ну как же я могу
                      Вдруг не проснуться поутру
                        Как рухнуть на бегу

                      Я просто буду вечно быть
                        Пока Господь со мной
                      Любить, молиться, петь и пить
                        Под солнцем и луной

                      Когда же в путь настанет срок
                        Мне собираться вновь
                      Я жалостью наполнюсь впрок
Покуда стынет кровь

...И снова встреча. Гулкий день
                        Без времени и сна
                      И всё сошлось и плакать лень
                        И вечность как весна

9 декабря 1986 г.
Л-д



ПО СЛЕДАМ СИЗОЙ ПТИЦЫ


                   Вдруг лишаешься отчества
Отлучась от отечества
                   Точно плешь одиночества
                   На челе человечества

                               Знать излишнему качеству
                               Не вернуться в количество
                               Лишь сведётся к чудачеству
                               Слов былое величество

                   Раз предавшим простится ли?
                   Только помнит Бродвей двоих –
                   Принца нищего с птицею
                   Легкокрылых бровей твоих...

                               Так прощаешься с жречеством
Отрезвлённый пророчеством
                               Расплатившись с отечеством
Неразменянным отчеством

Октябрь – ноябрь 1990 г.
Н.-Й.



*  *  *


                  Любовь и страх, любовь и страх
                    На пару правят миром
                  Пусть прёт прогресс на всех парах –
                    Победа пахнет Пирром

                  Кругом встревоженной толпы
                    Иллюзии и страсти
                  А посреди толпы – Столпы
                    Оплотом Средней касте

                  Да так замешано хитро
                    На доводах и детях
                  Что у кого ещё нутро
                    Нетронуто – хоть меть их

                  Любовь и страх, любовь и страх
Ну просто смех как просто!..
                  И пляшут боги на кострах
                    Людского холокоста

14 октября 1998 г.
Н.-Й.



*  *  *

Эмиграция – репетиция
примерка смерти
А отвальная – прогон
собственных похорон:
Доступ к телу, прощающихся
растерянная вереница
И удивлённая душа
на сутолоку поминок
Отстранённо взирает
зависнув под потолком

А потом наступает пора
загробной жизни
О которой знать не дано
пока не помрёшь
И всё-то там не такое
каким представлялось:
Обыденнее и жёстче
но без напряга
В общем, потустороннее –
полурай, полуад

7 ноября 1998 г., 2007 г.
Самолёт Н.-Й. – СПб, М-ва




ПРОСТО


Нет ничего святого; всё, что есть –
Способность наслаждаться (лишь бы только
Не сверхценой страдания других)

          31 марта 2006 г.
            М-ва



ЗРЕЛОСТЬ


           Отложения скорбей
да забытых оскорблений
           Скарб – в прямом и переносном
наживая на пути
           Празднуй праздность и забей
предаваясь неге лени
           Всё равно покажет нос нам 
Некто (Господи, прости)

27 июля 2006 г.
Поезд М-ва – СПб



*  *  *

Оказалось, долгая жизнь длится не так уж и долго
(К тому же с риском прерваться задолго до выплаты Долга...)

27 октября 2007 г.
 СПб



ОСЕННИЕ ПРАЗДНИКИ


Фаршированная рыба
гниёт с хвоста
Рыжий кот-хвастун
как воплощенье власти
Жизнь – фуршет,
и стит ли до ста
Двадцати
экономить на любви и страсти?

7 октября 2008 г.
 СПб



GRACEFULAGING?


Херово получается
                       красиво стареть
Чтоб как бывало прежде
                                             оставалось и впредь
Хотя б наполовину
                       ну хотя бы на треть!..                    
Или чтобы с зеркала
           память стереть

14 октября 2008 г.
 СПб



ЛЮБУЯСЬ УГАСАНИЕМ


На исходе ускользающего лета
На заливе на закате на излёте
Лет на склоне дюны увяданье дня
Удлиняет тень... Неотвратима Лета
  Осторожней дух и тоньше плотность плоти
    Отделяющей меня же от меня

31 июля 2009 г.
 СПб




*  *  *

Я от неё
под утро уходил
Два тополя
                       тянулись в пропасть неба
Налившимися почками
звеня
О Господи, печальней нет
картины                  
Чем два нагих
прекрасных юных тела

5 июля 1980 г.
 Л-д


***

«То, что ЦАРОВЦЕВ музыкант, чувствуется в строе его стихов и прозаических зарисовок... Его тексты лаконичны, жизнелюбивы и парадоксальны. В них нет высокомерия, ставшего болезнью нашего века, а наблюдения всегда проницательны и остроумны».
(Дмитрий БЫКОВ)

«...Сплав юмора (порой довольно чёрного) и лирики... Несомненно, есть собственный голос...»
(Лев ЛОСЕВ).

«Мастер рифмы».
(Ефим ЭТКИНД)

«Склонность к домашней философии (рассуждению без пафоса и назидательности, но с лёгкой улыбкой) – особое свойство: чуткий язык адресуется к здравому слуху».
(Вероника ДОЛИНА)

«В стихах ЦАРОВЦЕВА есть и пронзительное лирическое чувство, и самоирония, и внутренняя музыка. Всё это изобличает в нём состоявшегося поэта со своим, только ему свойственным голосом».
(Тамара БУКОВСКАЯ)

  • 1

с днем рождения!

Т.Н., И.А.

  • 1
?

Log in