птицы

kamenah


На Середине Мира

Стихи. Дневниковые записи.


Previous Entry Поделиться Next Entry
НА СЕРЕДИНЕ МИРА - записки редактора
птицы
kamenah
ЗАПИСКИ РЕДАКТОРА
о стихах
ОЛЬГИ АНИКИНОЙ
и
ВАЛЕРИИ ИСМИЕВОЙ

без числа

Стихи Валерии Исмиевой напоминают камерное музыкальное произведение: то идут на полутонах, то поднимаются до патетической темы. Эта поэзия многолика и изменчива. То струится потоками дождя, играет с ним. То начинает дышать печным жаром. Чрезмерная изысканность, даже манерность, как говорят теперь - "культурность" этих стихов мне кажется вполне оправданной. Опыт этой поэзии - собирание полутонов для того, чтобы потом, возможно и независимо от них, свыше пришёл единственно возможный тон. И автор его принимает. В небольшом сборнике, который я назвала "Альтернатива небытию", мне нравятся и манерные, в стиле заговоров и песен, стихотворения. Но больше нравятся ясные и жёсткие. Есть ещё один момент: пятистопный ямб - очень коварный и удобный размер. Им можно писать всё, и он не возразит. И ещё он тем хорош, что вызывает воспоминания о переводах Шекспира пера Пастернака, и здесь любой русский делает стойку или впадает в ярость. У пятистопного ямба в русской поэзии почти нет своего лица. Но есть своё дыхание. Дышит он отнюдь не у многих. В стихах Валерии Исмиевой пятистопный ямб дышит.



без числа

Стихи Ольги Аникиной одновременно ясные и таинственные. Некоторые стихотворения могут даже оттолкнуть точностью и резкостью видения предметов и ситуаций ("Галки", "Мама не смотри"). Такое видение мира в изо назвали бы конкретистским. Стихи Ольги Аникиной вызывают видение бараков Игоря Холина. Не настаиваю на связи - возможно, её и нет. Но в этих стихах как и у Холина, возникает космос, расставленный по местам. Ольга Аникина обладает умением правильно забывать вещи, на которых поэту полагается останавливаться и рефлексировать, рефлексировать - до зауми. Анестетическое забывание рефлексии в поэзии чрезвычайно редко, так как поэзия и есть - рефлексия, отзыв, жест слова. Безрефлексивность не есть прямое высказывание. Это необходимое условие ясного видения. Если совместить эти слова, не обращая внимания на пошлость, получится ясновидение. Именно такова поэзия Ольги Аникиной.

Ясность не противоречит таинственности. Наоборот, связана с ней. Это две ипостаси одной поэтики. Снова вспоминаются опыты лианозовцев, скажем, Евгения Кропивницкого. Аникина видит сами предметы и тени предметов. Порой ей удаётся создать объёмное полотно, как в "Галках" и в стихотворении "Дитя, сидящее взаперти". Поверхностный взгляд найдёт только мета-метафору. Но мне кажется опыт поэзии Аникиной не исчерпывается только метфаорикой в её новейших модификациях. В этих стихах возникает одновременно древняя и ещё не сформировавшаяся мелодия. Нельзя сказать, что эти стихи обращены к эталонным на сегодня опытам поэзии. И нельзя сказать, что это эксперимент. Это неторопливое, ещё не очень смелое и не вполне оформившееся движение. "Ночь как ясновидящая шла".

?

Log in

No account? Create an account