Наталия Черных (kamenah) wrote,
Наталия Черных
kamenah

На Середине Мира - записки редактора.

О стихотворениях Олега Копылова "Радостно печально"





Первая публикация "На Середине Мира" сибирского поэта - отличное прибавление в разделе "Вести". Олег Копылов несомненно авангардист. Но это не безоглядное следование идее и формам, а тонкое вслушивание в новые звуки, которых раньше не было в мире. Поэзия вообще вслушивается в звуки, это почти безликое определение - вслушивается в звуки. А когда появляется "новые", тогда возникают вопросы. Либо этот звук был в древности, и вот, через большой промежуток времени, снова возник, обновленный и узнаваемый. Либо такого звука не было в природе, и он возник - например, звук таяния ледников, которые до недавнего времени не таяли. Либо это звук человеческой работы, которой раньше не было. Олег Копылов вслушивается в два последних: звук изменения природы и новые звуки человека.

Мне очень нравится, что эти стихотворения такие небольшие, льдисто-хрустальные. Представить их густо-насыщенными не могу. Здесь происходит чудо точного косноязычия. При первом прочтении слова кажутся неуверенными, как бы мямлящими: "навес дощатый" - "навес сквозит". Но потом становится даже не по себе от того, как точно расставлены слова. Даже пробуковски звука ("навес сквозит") четко-изобразительны, харАктерны и глубоки. Особенно хорошо удается повседневность - почти монументальна, мощна, но и воздушно-легка. Снова сравнение с увиденным вдали айсбергом. То есть - слово не стремится сразу же обнажить все грани смыслов, но указывает на них, и без них оно бы на своем месте в стихотворении не появилось бы.

Когда поэт касается культурных реалий, стихи на мой глаз становятся менее интересными, что понятно - внутри так много чувства, слово переживается глубоко и сильно, а упоминание другого "айсберга" уводит слово в тень. "Сезон Сезанна", например, мне кажется трогательным "любым берлином" и "праздничным пальто", а пастельные описания "дрожания воздуха" кажутся слабее.

Улитка, изображаемая в одном из стихотворений ("скользя по буквице"), напоминает об айсберге. Стихотворения "Радостно печально" - наиболее мне близкий подход к наследию авангардистов, и - отдельно - Хлебникова, тень которого есть на этих стихах.


* * *
Скользя по буквице,
С улиткою сражаясь,
Вдруг понимаешь, что улитка — это ты,
Язык показывая, вечно ускользая
По лестнице литого языка,
Поскальзываясь на нельзя,
Следя за поворотом
в Город Грома.
Tags: На Середине Мира, Олег Копылов, литература, очерки, поэзия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments