?

Log in

No account? Create an account
птицы

kamenah


На Середине Мира

Стихи. Дневниковые записи.


Previous Entry Поделиться Next Entry
На Середине Мира - записки редактора.
птицы
kamenah
Об одном стихотворении
Игоря Караулова



"КОНГО"

О стихотворении Игоря Караулова "Конго" из подбора "Фантастическая четверка". Начну с того, что одной из самых любимых книг детства были "Как храбрый Мокеле добыл для людей солнце. Сказки с реки Конго". Река действительно называется миллионорукой


"Конго" Игоря Караулова - простая и чудесная история о возникновении леса на берегу реки. Что было раньше - лес или река, не важно, важны предметы, их породившие. Это отрубленные в наказание члены людей. И река, и лес появились из недозволенного, запретного, из останков. Как и собственно жизнь. Чудо понимается как нечто скрытое, запечатанное табу. Но это вполне в духе Африки. Особенно то, что обычай отрубать руки перенят от белых людей, которые не совсем люди с точки зрения конголезца. Это либо боги, либо колдуны. Стихотворение не говорит прямо, что это нелюди, но указывает, что они "другие". Строка: "последнее понравилось больше всего" (отрубать руки) служит и завершением предыстории, и началом собственно истории о возникновении реки Конго. Здесь бельгийцы уже не бельгийцы, а некие пра-люди, белые медведи, что ли. В этом стихотворении о Конго мне именно белых медведей и не хватило. Но, скажем, они подразумеваются.


"Конго" сложено как эпическая мини-поэма, растворяющаяся в лирическом стихотворении, отчего то приобретает "миллион рук", как будто в нем преобразились в поэтических "рыб" миллионы слов. Это довольно крупное словесное образование интересно именно тем, что кажется невероятно многословным, многоструйным, перенасыщенным. Здесь и бельгийцы (белые медведи), и река, и трубки, и отношения внутри племени, и отношения с соседними племенами, и отношения собственно к человеку. Не следует забывать, что в африканских легендах люди происходят от зверей, а звери являются родоначальниками племен или вообще родственниками. Только все это по-африкански. У майя или эскимосов история о возникновении леса возле реки звучала бы иначе. Однако "Конго" аскетично в выразительных средствах, чем и прекрасно. Здесь каждое слово взвешено и обточено, как камень охотника.



Однорукие люди
уходили в леса
замирали
пускали корни
превращались в деревья




Эти люди уже не совсем люди, и еще не деревья. Между человеком и деревом есть промежуток, когда человек без одной руки становится равен отрубленной руке. Эту мысль подтверждает разбивка на строки и глагол "замирали", он выполняет роль паузы, в которой весь человек становится - другая рука. Рука вырастает до символа первого порядка. И уже дальше возникает сакраментальная рыба.



Отрубленные руки
уползали к ближайшей воде
превращались в рыб




После появления "рыб" можно развернуть эпитет реки Конго - миллионорукая.


Интереснейший момент: руки-рыбы становятся человеком, как ранее человек стал деревом, а его рука стала ему равна. Руки ползут (уползают) как люди, стремятся к воде, к источнику жизни.


В "Конго" Игоря Караулова гипнотизирует именно что неделимость, цельность жизни. Все стихотворение именно так и создано: от строчки к строчке, спиралевидно. Если нарисовать его, то получится нечто среднее между прихотливым конголезским орнаментом и декоративным изображением галактики. Вся история солнечной системы в одном рассказе - трепетными неровными строфами.

Последние записи в журнале