?

Log in

No account? Create an account
птицы

kamenah


На Середине Мира

Стихи. Дневниковые записи.


Previous Entry Поделиться Next Entry
На середине мира - Елена Сунцова - Голоса на воде
птицы
kamenah
0019kpep
фото Елены Сунцовой, izolda ,"Сетчатая вода"


НА СЕРЕДИНЕ МИРА

ЕЛЕНА СУНЦОВА

ГОЛОСА НА ВОДЕ

***
И волна ли или нам и
ветер врёт, напомни,
пели, верили, не знали,
плакали о ком ли.

По живому морем небу
догуляв счастливо,
так не берег ждёт ковчега,
голубя — олива.


001cr4tg

О "Голосах на воде" Елены Сунцовой:
дневник


*
Избранные стиховторения из книги Елены Сунцовой «Голоса на воде». Действительно, чтение сопровождалось образами водной стихии: океан, дождь, колодец, брызги, снег. Это стихи элементарные и игривые, с омуточками. Например, «on the water» — «стелющийся, идущий по», «над». Сунцова, живущая в Америке, минует этот словесный водоворот. Кончечно, для сохранения правильного языкового фарватера надо бы назвать: голоса над водой. Нет, Сунцова идёт в обход. На воде — ведь и на молоке, на вине. Обработанные, усвоенные голоса. Записанная кулинарная партия или нотный рецепт. В книге действительно очень много музыки.


Здравствуй, горло расстояний.
Празднуй, музыка и дух
одного из двух сияний.
Поглоти одно из двух.



Так что вода — это и материал, в котором остались голоса, — диск, винил. Книга — как вытяжка из голосов. Поклон (не без мягкого юмора, который в книге присутствует) «Голосам говорят» Анастасии Афанасьевой. Порой горомоздкие (рококо) стихи Насти (некоторые мне кажутся ещё непревзойдённым явлением в самоновейшей поэзии) получают ампирную перчатку Сунцовой. Это стихи нарочито простые, нарочито небольшие, намоченные, как бальное платье, для того, чтобы сохранить рисунок складок. Они легче, чем сейчас пишут и потому мне нравятся. Ампир — эпоха культа молодости. В семьдесят лет стыдно не быть молодым человеком. Тридцатилетняя женщина (поклон Бальзаку) пишет как шестнадцатилетняя. Это ужасно, это катастрофа — но поэтесса уходит сквозь это не вовремя разыгравшееся детство в мир, где возможно безоглядое доверие. И тут уже детства нет, а есть очень большие вещи, стоящие далеко друг от друга.


***
И волна ли или нам и
ветер врёт, напомни,
пели, верили, не знали,
плакали о ком ли.

По живому морем небу
догуляв счастливо,
так не берег ждёт ковчега,
голубя — олива.



Солнца шёрстка, самолёт качает белым подбородком — эти образы уместны в детской поэзии. Но в них слышится интонация матери. Мать с ребёнком говорит по-детски. Ритмически строчка о самолёте воспроизводит мандельштамовское: «пароходик с петухами по небу плывёт» и мамоновское: «летит по небу самолёт, но он не сядет никуда». В песне Армена Григоряна «2001 год» тоже упоминается самолёт. Это и «Забриски Пойнт», и роковой самолёт, пролетевший 11 сентября 2001 над Нью-Йорком. Багаж Сунцовой-поэта небольшой, но так и должно быть у настоящего путешественника. Ведь настоящий путешественник не тот, кто побывал во всех краях света и описал все города, что видел. А тот, у кого есть своя страна. Она всегда одна, но у неё (тоже признак путешественника) есть отражение. Для героини Сунцовой это Америка, страна-индеанка, похожая на подростка:


Это как раковины в песку,
гребень волны шихана,
долгий, глубокий рисунок скул
берега океана.



и её отражение:


***
Жёлтые деревья,
чёрные такси
(это не в России),
статуя Минервы.

Холодок по коже
каменной, дублёной.
Выдохнула: — Боже,
помнишь, я с продлёнки

топаю из школы,
«Книги», «Трикотаж».
Ноги на приколе.
Верю, что не дашь.



Некоторые стихотворения напомнили мне раннего Вордсворта.
 





  • 1
Наташа, спасибо! очень интересный отзыв!)

  • 1