?

Log in

No account? Create an account
птицы

kamenah


На Середине Мира

Стихи. Дневниковые записи.


Previous Entry Поделиться Next Entry
На Середине Мира - ГАВРИИЛ МАРКИН - ОБЛИК. Стихи из книги
птицы
kamenah
http://reading-hall.ru/books/20120125.jpg
West Consalting, 2011

ГАВРИИЛ МАРКИН

ОБЛИК
стихи из книги


Ворошиловская дача
матери

рифмы прямых углов
где старая усадьба пропитана воздухом

две статуи
замерли в одутловатое небо голода

здесь у корней лиственницы
нам сухая хвоя заменит ресницы

и земля допоет свое дерево


*
Несмотря на то, что книга доступна в pdf, решила разместить избранное На Середине Мира. Так что, не утомляя себя скачиванием, читатели смогут не только познакомиться со стихами, но и с отзывом о них.

*
Из дневника редактора

"ОБЛИК" Гавриила Маркина частично был уже На Середине Мира.

Теперь эта книга раскрыта целиком, всеми жабрами. Несомненно, это творение претенциозное. Эпиграфы из Унгаретти, Тракля, Целана - не что иное, как претензия на замкнутую, строгую и в высшей степени интелллектуальную поэзию. Однако реалии современности, органично вросшие в английский парк стихов, создают довольно узнаваемый и ещё новый интеллектуальный киберпанк. Свалка, устроенная как английский парк - или пугающие индустриальные задворки английского парка. Английский следует здесь читать: московский и подмосковный. Благо, пригородных пейзажей в книге - как в хорошем альбоме живописи.

"Сам собой поворачивается ключ метафоры" - эта цитата действительно ключ. Маркин создал эту самодвижущуюся метафору. При чтении вспоминаются стихи некоторых других молодых поэтов, пишущих так же метафорически плотно. Но у Маркина стихи весьма разреженные. И потому в его стихах метафора - действительно несёт на себе почти всё стихотворение. Это почва, земля его стихов.


что побуждает впадать в явь
эти потоки
~
парусиновая дрожь камыша
стопы рыбачьих туманов
на ощупь стирают пляшущий ил
со щек
растущей деснами листьев
в копях цветения белладонны
~
роса
заполняет глазные ниши
храма лица
и луча


Иногда, отодвигая метафору в сторону, он вводит авангардные приёмы. Например, морзянкой записывает целую строфу, а в разделении строф ставит тильду. Как известно, не нов приём, а ново его звучание. Маркину дана свежесть звука. Это стихи слегка ознобливые, тонкие и крепкие, металлические. И металл, как вещество, часто в них упоминается. Красный спектр обозначается чаще всего словом "ржавый".

Что ещё важно в этих стихах: принятие. Принятие мира и людей, какие они есть... И для сохранения мира - с собой и людьми - отстранение. Маркин смотрит на себя и на своих персонажей с огромного расстояния. Но словно бы в сильнейшие линзы, отчего расстояние скрадывается и возникает ощущения близко-близко рассматриваемого... скажем, лица. Позиция на первый взгляд буддийская. Но по сути - христианская, даже аскетичская. Эти асктические настроения автору не чужды. И он переживает, наблюдая, как идеальные линии искажаются, отражаясь в стеклянной поверхности времени. Лучшее для меня стихотворение в книге - "Ворошиловская дача". И оно посвящено матери. Стихотоврения-поминания "Памяти брата", "Памяти отца" продолжают эту песенно-молитвенную линию. Возникает облик личного эпоса автора. Причём автор не стремится немедленно закончить его как эпос. И оттого эпическая составляющая в "Облике" мне кажется убедительной.

Поэтам в прежние времена авансов не давали - или мы так думаем, что не давали. Сейчас я довольно часто сталкиваюсь с тем, что аванс неизбежен - в поэзию всё же не тусить приходят. Хотя сейчас и это возможно. Маркину авансов не нужно. В этих текстах есть холодноватая крепость, основательность.




  • 1
Не ожидал его здесь увидеть. Сам писал про него, скоро появится рецензия в "ЛУ". Вот только отзыв мой скептически направленный. Думаю, автор находится на стадии "поэтического взросления". Тем более, видел его в редакции: впечатление от внешнего потом совпало с впечатлением от прочитанного. Вот отрывок из моей критики: "И всё-таки поэт не настолько «темна вода во облацех», как может показаться с двух-трёх прочтений. Не все стихи и стихотворные фрагменты отталкивают грамматической несогласованностью слов (риторической фигурой, которая называется анаколуф: «как на по-солдатски окаменевший висок / выговаривал багровую лессировку утр») и размытостью впечатлений. Однако многие фигуры речи, которые автор использует с нарочитой щедростью, не играют предназначенную им роль. В таком многообразии они просто сливаются друг с другом, не придавая стилистической характерности текстам. Они бы «работали на автора», если бы стояли на фоне правильной речи".

Скепсис - прекрасное желчегонное, Игорь. Но вас несёт немного: выражения, в которых пишете о стихах Маркина, отчасти и называются неправильной речью. То, что приемлемо в поэзии и эссеистике - в аналитике смешно. "Отталкивают грамматической несогласованностью слов" - так не читай. А вам надо объяснить, где у него это.

Впрочем, пишущий о стихах всегда стремится их переписать; по себе знаю.

Предложите альтернативу: поэта, не старше 30, 20 стихотворений, на ваш вкус уже зрелого, и напишите о нём коротко для Середины Мира.

)

Всё добросовестно прочёл. Всё равно впечатление хождения вокруг да около.

ОТ себя просто скажу, как писал намедни - эти стихи не выводят меня за пределы меня. Нет, они не обязаны, но мне надо, иначе являются одни лишь ограничения.

И да - не очаровал, а по мне без этого поэзии просто нет. Ведь очарование - это именно то, что выводит человека (как бы добюровольно:)) за его пределы.

Заранее благодарю, если вы простите мне мою прямолинейность, и без того вам известную.

Валерий, полагаю, тут не прямолинейность, а просто "не нравится".

Забываете, что как куратор, я обязана отвечать за качество публикуемого. Если "всё плохо" - какая цена Середине Мира и мне? Какая мне выгода от этих стихов?

Предложите Вашу кандидатуру, как один из авторов сайта.

Нет, не "не нравится". Что ж вы меня раз и головой макнули?))) Я ж написал - отчего и почему. Нет открытия мне в этом. И это не вопрос метафор и прочего. Я продолжаю утверждать, что всё дело в качестве самого пишущего. Нечего ему предложить мне))). Мну...

А предложить - ну, кого ж я вам предложу? У меня и поэтов-то знакомых почти что нет. Вот если бы вы разобрали с толком, что есть поэзия Ксении Чарыевой, было бы интересно - если не комплиментарно, а вгрызаясь в суть (зная, что вы иногда очень необычно мыслите, будто даже и другим способом, нежели просто люди).

Валерий, это очень нехороший ход - упомянуть Ксению, которую я знаю.
Предположим, я напишу о Ксениных стихах - и даже неплохо. Вас такой разворот событий устроит? Полагаю, что Ксению - нет.

Не понял - во-первых я не осведомлён о знакомствах, а во-вторых, непонятно, почему это её может задеть или что-то в этом духе...

Как сложно всё.

Мне были бы просто интересны ваши мысли. Я и говорю с этой точки зрения.

Ладно, пойду дальше молчать.




  • 1