?

Log in

No account? Create an account
птицы

kamenah


На Середине Мира

Стихи. Дневниковые записи.


Previous Entry Поделиться Next Entry
Девичий монастырь.
птицы
kamenah
http://www.taday.ru/data/2011/08/15/1233639627/mopast.jpg

ДЕВУШКИ

Москва горела всегда и повсюду. Девичий Алексеевский монастырь тоже горел неоднократно. Его так и называли москвичи - Девичий, забывая прибавить: Алексеевский. Место у высохшей реки Остоженки, берега которой лугами (Остожье, Стожье, Стог) с самого основания Девичьего монастыря - уединённое и неспокойное одновременно. Читая списки насельников и историю обители, уверяешься, что Сама Пресвятая Владычица Богородица, Царица Небесная положила на него свою горячую, жгучую и вместе приятную ладошку. Вот запись об одной из насельниц, бывшей татрской полонянке: "полонянка, Брянчанина Феодора Забелина жена Овдотья". По возвращении из плена не смогла найти пристанища в мире и стала монахиней. Возле обители сложилось, будто само собою, место упокоения - кладбище. Покоились там и боярыни, и бояре, и миряне, и монахини. Места хватало всем.

При беглом чтении истории Девичьего возникает вопрос: а когда сёстры молились-то? То потоп, то ремонт, то незваный гость... Крутыми тропками вела Царица Небесная монахинь в Христово Царство. В 1514 году случился пожар - сгорели почти все деревянные здания, и церковь. Архитектор Альвиз Фрязин (волшебное, сказочное имя!) отстроил новую, с двумя престолами. Получилась - церковь-близнец, что на изображении видно. Два шатра, две головушки, сёстры. Один из приделов, конечно, во имя Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы, явившей Себя особенной покровительницей Алексеевской обители. Да и житие Алексия, Божия Человека, которого всю жизнь ждала римская Офелия, так и не вышедшая замуж - святая блаженная Макрина - настраивало на необычный молитвенно-лирический лад. Богородичный. В 1547 году с лугов Остожья Девичий перенесён был в черту Белого города, на Чертолье. Окончательно восстановлен накануне Рождества Христова 1634 года - 18 декабря. Будто Владычица уже готовила Престол нового храма во имя Рождества Сына Своего.

1812 году, 21 августа (числа важны) игумения Анфия Козловская покинула обитель. Остались несколько пожилых монахинь да слуги. Французы посылали в окна обители пыжи, поджигали. Монахини обратились к бригадиру французов с просьбой о защите. Тот обещал, сделал распоряжение, но красного петуха не унял: бесчинства продолжались. Сёстры, соорудив из шестов и тряпок длинные кропила, огонь кропили и гасили. Однако французы в обители похозяйничали довольно. Сёстры вынуждены были скрыться в каменную церковь. Между тем четыре женщины, совсем потерявшиеся от страха, скрылись в погреб от огня и стрельбы. Однако соседнее с тем, где скрылись, строение занялось - выход из погреба был закрыт. Несчастные задохнулись от дыма. Когда одна из сестёр, кое-как расчистив дорогу, сумела проникнуть в погреб за провизией, четыре женщины лежали бездыханными. То были бывшие крепостные старой графини Раевской, не пожелавшие покинуть монастырь после кончины хозяйки.

21 февраля 2012 года Мария Алёхина, Надежда Толоконникова и Екатерина Самусевич, как языки пламени, будто из какого погреба, оказались на амвоне Храма Христа Спасителя - как живое свидетельство Вотчины Царицы Небесной. Как напоминание о бывшем пожаре. Как укор всем раздорам и разделениям. Как будто души усопших заговорили и что-то пытались нам, живущим объяснить. Не стала бы я, после всех случившихся событий, говорить, что всё понятно. Что всё и всегда понятно.

*
На основе выписок из: Токмаков И., Историческое и археологическое описание Московского Девичьего Алексеевского монастыря. М., 1889 г.




  • 1
(Удалённый комментарий)
Я знаю имена только трёх. Про пятеро - не знаю. Про анонимность - хорошее замечание, учту.

  • 1