?

Log in

No account? Create an account
птицы

kamenah


На Середине Мира

Стихи. Дневниковые записи.


Previous Entry Поделиться Next Entry
Don Carlo Gesualdo da Venosa. 1560 - 1614.
птицы
kamenah
ИталÑÂÂÂÂŒянский композиÑ‚оÑ€, Ñ€одился около 1560 г. в Неаполе. Получил ÑÂÂÂÂÂ…оÑ€ошее музÑ‹калÑÂÂÂÂÂŒное обÑ€азование пÑ€и двоÑ€е своего отца, князя ÐÂÂÂÂÂ’енозÑ‹, изучал композициÑÂÂÂÂÂŽ под руководством П. НеннÑ‹, игÑ€ал на лÑÂÂÂÂÂŽÑ‚не. С 1586 г. — пÑ€авящий князÑÂÂÂÂÂŒ ÐÂÂÂÂÂ’енозÑ‹. Дружил и пеÑ€еписывался с поэтом ТоÑ€кваÑ‚о Тассо, обсуждая пÑ€облему взаимодействия поэзии и музÑ‹ки (два из шести сбоÑ€ников его 5-голоснÑ‹ÑÂÂÂÂÂ… мадÑ€игалов написанÑ‹ на стиÑÂÂÂÂÂ…и Тассо). СоздаÑ‚елÑÂÂÂÂÂŒ нового Ñ‚ипа экспÑ€ессивного, ÑÂÂÂÂÂ…Ñ€омаÑ‚ического мадÑ€игала. СчиÑ‚ается убийцей на почве Ñ€евности своей пеÑ€вой женÑ‹ ÐÂÂÂÂÂœаÑ€ии д?Авалос, после чего бÑ‹л вÑ‹нужден 4 года скрываÑ‚ÑÂÂÂÂŒся в замке ДжезуалÑÂÂÂÂÂŒдо. ÐÂÂÂÂÂ’ 1594 г. во вÑ‚оÑ€ой Ñ€аз женился на ЛеоноÑ€е д?Эсте и пÑ€овел два года в ФерраÑ€е, коÑ‚орые способствовали утвеÑ€ждениÑÂÂÂÂÂŽ его славÑ‹ как композиÑ‚оÑ€а. После смерти иÑÂÂÂÂÂ… единственного Ñ€ебенка в 1600 г. усилившаяся депÑ€ессия побудила ДжезуалÑÂÂÂÂÂŒдо обÑ€аÑ‚иÑ‚ÑÂÂÂÂŒся к дуÑÂÂÂÂÂ…овной музÑ‹ке. УмеÑ€ около 1614 г. в Неаполе.                       


 Итальянский композитор, родился около 1560 г. в Неаполе. Получил хорошее музыкальное образование при дворе своего отца, князя Венозы, изучал композицию под руководством П. Ненны, играл на лютне. С 1586 г. — правящий князь Венозы. Дружил и переписывался с поэтом Торквато Тассо, обсуждая проблему взаимодействия поэзии и музыки (два из шести сборников его 5-голосных мадригалов написаны на стихи Тассо). Создатель нового типа экспрессивного, хроматического мадригала. Считается убийцей на почве ревности своей первой жены Марии д?Авалос, после чего был вынужден 4 года скрываться в замке Джезуальдо. В 1594 г. во второй раз женился на Леоноре д?Эсте и провел два года в Ферраре, которые способствовали утверждению его славы как композитора. После смерти их единственного ребенка в 1600 г. усилившаяся депрессия побудила Джезуальдо обратиться к духовной музыке. Умер около 1614 г. в Неаполе.
 


Хроника венецианского посла в Неаполе. Неаполь, 19 октября, 1590:

Дон Карло Джезуальдо, сын князя Венозы и племянник его светлости Кардинала, во вторник в шестом часу утра с компанией своих товарищей намеренно приставил лестницу к покоям донны Марии д'Авалос, его жены и кровной кузины, которая считается красивейшей женщиной города Неаполя.

Сначала он убил синьора Фабрицио Карафу, герцога Андрии, который был с ней, а после этого самолично убил даму, таким образом отомстив за причиненный ему моральный ущерб. Названный герцог Андрии был окровавлен и покрыт многочисленными колотыми ранами, следующим образом: ранение от аркебузы на левой руке прошло сквозь его локоть и даже прошло через грудь; рукав на его рубашке опалён; следы различных ран от острого стального оружия отмечаются на груди, руках, голове и лице; еще одно ранение от аркебузы - на виске и над его глазом, где было большое кровоизлияние.

В той же комнате находился золоченый альков с зелеными портьерами; внутри названной кровати была найдена мертвой вышеупомянутая донна Мария д'Авалос, которая находилась в своей ночной рубашке залитой кровью. Будучи осмотренной мной и главным судьей она была опознана как донна Мария д'Авалос, у которой было перерезано горло; также я обнаружил рану на голове со стороны правого виска, колотую рану на лице и несколько ножевых ран на ее руках; на груди и на спине - две другие раны, причиненные оружием; на той же кровати была найдена мужская рубашка с гофрированным воротником, а на кресле малинового бархата была найдена железная рукавица и блестящая железная перчатка.



Альфонсо Фонтанелли (г-н благородного происхождения, музыкант нового стиля; из его письма 1594):

Джезуальдо говорит без умолку и не производит впечатления меланхоличного человека. Он рассуждает об охоте и о музыке и настаивает на том, что он мастер в обоих этих искусствах. Об охоте ему не удалось рассказать много, так как я оставался здесь без ответа, но зато о музыке он наговорил столько, сколько я не слышал за весь год. Он открыто сообщает о своем увлечении музыкой и представляет дело так, что все должны высказывать похвалы его искусству. Он возит с собой два сборника своих пятиголосных композиций, но жалуется, что у него только четыре певца, так что волей-неволей ему приходится петь пятую партию. Он говорит, что бросил "первый стиль" и принялся подражать Л.Лудзаски, которого он мол обожает и любит безмерно, хотя и не все мадригалы Лудзаски написаны равно тщательно, о чем Джезуальдо сам ему хочет сказать... <...> Очевидно, что [его] искусство беспредельно (chiaro и che l'arte и infinita). Однако, ведет он себя странно и имеет странный вид...



Неизвестный свидетель

[В последние годы жизни] Джезуальдо страдал от целой орды демонов, которые его весь день напролет непрерывно мучили, пока 10 или 12 специально нанятых им молодых людей трижды в день крепко его не избивали; при этом он улыбался. В этом положении он и умер в Джезуальдо, пережив, однако, смерть своего единственного сына Дона Эммануэля, который ненавидел отца и только и ждал его смерти.



Моденский хронист Спаччини (1613, 2 недели после смерти Дж.)

...он мог заснуть только при условии, если кто-либо, обхватив его сзади, согревал ему спину. Для этой цели ему служил некий Кастельвьетро из Модены, который оставался ему верен и спал с ним всегда, когда герцогиня отсутствовала.

 


Комментарии отключены

Для этой записи комментарии отключены.