птицы

kamenah


На Середине Мира

Стихи. Дневниковые записи.


Previous Entry Поделиться Next Entry
НА СЕРЕДИНЕ МИРА - О стихах ЕВГЕНИИ ИЗВАРИНОЙ
птицы
kamenah
Перед тем, как начать выкладывать августовские анонсы - последняя майская публикация. Стихи Евгении Извариной знаю давно, однако каждая публикация привносит с собой чувство, что не вполне поняла эти стихи, что-то пропустила. И действительно, стихи Извариной загадочные, постоянно изменяющиеся, текучие. Но есть нечто, что объединяет все публикации На Середине Мира: яркий, чувственный язык, в котором человек и природа звучат одинаково. И ещё одно качество: это стихи вполне религиозные, но эта религиозность довольно общая, "всякое дыхание хвалит", хотя поэтесса предупреждает, что мир природы расположен рядом со смертью и отнюдь не сентиментален, как, впрочем, и человек.

Если в стихотворении чётко виден центр (хотя бы только мне), скажем, это метафора, вокруг которой собираются все планеты и искры стихотворного мира в данном стихотворении ("сердце ложится в руку как пиала"), сразу же возникает мысль, что автор хорошо знает поэзию серебряного века. Именно знает, чувствует. И уже успел охладеть к ней, забыть, как забывают дисциплину, экзамен по которой сдан. Как забывают, для самосохранения, ранившего душу человека. В названии этой новой публикации должны бы присутствовать роза и крест, а ещё - яблоко. Но что-то помешало мне выбрать название именно с этими словами. Но все три сквозят в каждом стихотворении.

Евгения Изварина сохраняет поразительную нежность, даже юность поэтического языка. Хотя стихотворения в публикации Снег нарисует птицу напоминают небольшие статуэтки, а умение изваять их и вкус к ним проявляется (где-то читала) уже в зрелом возрасте. Действительно, стихотворения небольшие, тщательные, как нэцке и при этом - с неназываемым завитком внутри, с вихрем. Он движется, волнуется, отчего форма стихотворения может показаться неровной. Нельзя сказать, что именно это такое. Или взгляд вглубь тревожит уютно устроившиеся доныне семантические вопросы, или наоборот, маячит берег, пока ещё не ясный, после изматывающего плавания.


* * *
Океан велик: прозрачная, или мутная —
Твоя соль, и Рыба — Твоя, Боже,
лабиринт-карусель вертя, распутывая,
плывёт, и чтобы ни одному больше
мигу отчаянья не украсть Её —
пришита к вечности красной ниткой
Рыба, разделанная — на счастье,
по всем правилам и с молитвой


Напоследок хочется сказать о звукописи. У Извариной она всегда безупречна. Может быть, это самая "стильная", чувствующая звук, умелая поэтесса в звуке из всех, кого я знаю. Её опыты (а у Извариной со звуком - незаконченные отношения) не шокирующие, они скорее мягкие, но чёткой, уверенной мягкостью. И всегда нетривиальны, хотя у меня довольно часто возникает ощущение, что поэтесса "щадит" ухо, что могла бы сильнее и ярче выразить через звук образ и чувство (а может, сильнее и не надо?). Отношения со звуком яснее всего прочитываются в рифмах, порой с сознательной "осечкой", очевидных (снег - человек). Возникает картина старого фильма, который каждый раз смотришь по-новому. В стихах это не многим удаётся. Можно поговорить о "радости узнавания", но в стихах Извариной нет такой эйфории, это скорее грустные повести о прекрасном умирании вещей и чувств, именно возврат к любимым кадрам, перед тем, как...

Так что отчасти завидую читателю, который впервые прочтёт эту публикацию.

?

Log in

No account? Create an account